1. Skip to Menu
  2. Skip to Content
  3. Skip to Footer

Страницы учителя-логопеда

Логопедическую  помощь оказывают 

учителя– логопеды  высшей квалификационной категории:

Алла Аркадьевна Боброва

 Марина Александровна  Тарнавская

 Чистякова Ольга Павловна

Цель логопедической службы: 

логопедическая  помощь детям дошкольного возраста, направлена на выявление речевых нарушений и последующей их коррекции и предупреждении, в соответствии с требованиями государственной политики в сфере образования  и современным социальным запросам .

Задачи логопедической работы:

  • Своевременная профилактика речевых нарушений у воспитанников.
  • Психолого-педагогическое изучение и диагностика речевого развития детей:
  • Обеспечение индивидуального и дифференцированного подхода к каждому ребёнку,
  • Качественная разработка и реализация индивидуального  маршрута коррекции  речевого дефекта с учетом его структуры, степени тяжести, обусловленности.
  • Взаимодействие с ТПМПК г. Выборга
  • Организация комплексного взаимодействия всех субъектов коррекционно-развивающего процесса.(педагоги ДОУ, мед учр, родители законные представители)
  • Пропаганда логопедических знаний среди педагогов и родителей.

Для коррекционной работы с детьми с различными нарушениями речи учитель -логопед   создает  условия в соответствии с перечнем и планом реализации индивидуально ориентированных коррекционных мероприятий, обеспечивающих удовлетворение особых образовательных потребностей детей с речевыми нарушениями.

Значение логопедической работы в ДОУ

По данным науч­ных исследований, примерно 40 % детей нашей страны,  неверно произносят звуки родного языка, при этом известно, что звуки  - это основной строительный материал человеческой речи, и только при их чет­кой, точной передаче речь может быть понята правильно, а значит — служить сред­ством общения. Если ребенок неверно произносит даже один звук речи, то помочь, вам призван  - спе­циалист - логопед.

Учитель-логопед, работая с дошкольниками, может  доступно объяснить ребенку суть исправления неточно­стей.  Однако, в логопедической работе  

необходим продолжительный путь закрепления вызванного звука.

Логопедические занятия проводятся  по основным направлениям:

1.     Развитие движений органов артикуляционного аппарата, моторики в целом, в особенности движений пальцев рук.

Ведется работа по формированию  произношения звуков, так как правильное произношение необходимо ребенку для уверенного общения, успешного обучения, грамотного чтения и письма. 

2.     Развитие дыхательной функции и выразительности голоса.

 На этом этапе применяются различные  игры и упражнения на дыхание.

 

3.     Развитие восприятия речи.

В многообразных занимательных упражнениях ведется работа над развитием фонематического слуха, где дети учатся определять гласные и согласные звуки,  определять позицию звука в слове, а также делить слова на слоги, определяя количество гласных. Ведется работа над слуховым вниманием. 

   

4.   Развитие сенсорных и высших психических функций как основы речи, которые позволяют развивать память, мышление, воображение.

 

5.  Развитие словарного запаса и грамматического строя речи.

 

6.     Развитие связной речи.

 

Все эти направления  реализуются в индивидуальной, подгрупповой и фронтальной работе одновременно. Эффективность логопедической работы состоит в том,  что традиционные методы  сочетаются  с новыми, современными приемами и оригинальными авторскими технологиями  учителя-логопеда, благодаря кото­рым результативность обучения  повышается.Мы уверены, что логопедические занятия помогут любому ребёнку говорить более чётко, красиво и правильно. Задачи, стоящие перед современным образованием требуют привлечения дополнительных ресурсов, к которым, в частности, относится сотрудничество с семьями детей. Такая  работа способствует согласованию усилий детского сада и семьи по созданию условий для оптимального развития ребенка. Педагоги дошкольного образовательного учреждения содействуют повышению компетентности родителей. Родители готовы к сотрудничеству,  ждут квалифицированной методической помощи по вопросам воспитания, развития речи детей. Получить такую помощь они могут в рамках системной  работы, организованной в форме клуба “Логофорум”. Что даёт такая работа? Прежде всего - формируется педагогическая компетентность родителей, повышается уровень их заинтересованности в коррекционно-образовательном процессе, что, в свою очередь повышает качество коррекционной работы. Данная форма работы способствует сближению родителей с детьми, раскрывает перед родителями детские способности, возможности, укрепляет в родителях веру в своих детей и их взаимопонимание. А кроме этого заметно возрастает степень удовлетворённости родителей работой педагогов ДОУ.

2018-2019 учебный год

 

Счастливые родители обычно с нетерпением ждут, когда их малыш произнесёт первое слово, а вскоре будет радовать всех родственников, декламируя стихи на праздниках и рассказывая им о своих успехах.
У детей 3-4-лет речь развивается довольно быстро. Словарь трёхлеток растёт с каждым днём: в месяц в их обиход входит до 100 новых слов. Четырёхлетний ребёнок уже имеет словарный запас из около 2 тысяч слов. Обычно, ребёнок к трём годам практически усваивает родной язык. У детей этого возраста становится лучше звуковое оформление слов, фразы звучат более развёрнуто.
Следует отметить, что не все дети развиваются одинаково. У некоторых ребятишек отмечается некоторое отставание в речи: они говорят нечётко, слова и отдельные звуки произносят неверно. Дети частенько сокращают слова, пропускают и переставляют звуки и слоги. Речь трёхлетних детей однотипна и проста. Однако уже в таком раннем возрасте они проявляют интерес к словам.
Для того чтобы речевое развитие происходило гармонично и равномерно, родителям нужно стать активными участниками этого процесса.
Не секрет, что все навыки детей, начиная с рождения, развиваются в виде игры. Необходимо обеспечить малыша нужными и полезными игрушками и играми: погремушками, пирамидками, кубиками, многофункциональными игрушками с вкладышами, пластилином и красками.


Нужно больше читать вслух, называть все предметы вокруг, комментировать все действия. Рассматривая иллюстрации с изображениями животных и птиц, покажите, как «говорит» та или иная зверюшка и попросите ребёнка повторить. В следующий раз имитируйте звуки животных и просите показать на картинке и ответить, кому принадлежат звуки. При просмотре ярких картинок, спрашивайте малыша: Какого цвета? Кто какой? (сравнения и противоположности) Кто чья мама? Просите ребенка рассказать вам хорошо знакомую ему сказку. Разыгрывайте небольшие спектакли используя пальчиковый театр, кукол бибабо.


Полезно тренировать мышцы щёк и губ – с помощью свистулек, губных гармошек и мыльных пузырей, а также специальной артикуляционной гимнастики (попросту говоря, строить рожицы и изображать эмоции).


Говорите с детьми больше, как в процессе игры, так и при повседневных делах. А настоящей наградой для вас вскоре станет грамотная, богатая, эмоционально окрашенная речь вашего ребёнка.


Роль семьи в автоматизации поставленных звуков

Наконец, наступил долгожданный момент !!!
Ваш ребенок научился произносить трудный для него звук.

Но ребенок так и продолжает говорить не правильно, не произносит звук верно, и произношение остается практически без изменений. В таком случае, родители часто бывают разочарованы.

Уважаемые родители!


Ваш ребенок ходит (или ходил) на занятия к логопеду, а в произвольной речи ребёнок произносит звуки искажённо или получаются не чёткими. Причём в кабинете логопеда (или при просьбе повторить правильно) звуки, ребенок сразу исправляется. Значит, процесс коррекции звукопроизношения находится на этапе так называемой «автоматизации». Время важного и продолжительного этапа совместной работы логопеда и родителей - закрепления правильного произношения, которое зависит от индивидуальности и особенностей каждого ребенка.
Очень важно, чтобы родители не только обратили на это внимание, но и сумели помочь осуществлять полный контроль всей речи ребёнка в обычных жизненных ситуациях. Неправильно произносимый звук нужно каждый раз поправлять, потому что поставленные звуки автоматизируются в речи достаточно продолжительное время, иногда этот этап растягивается на месяцы, а то и годы. В идеале необходимы ежедневные занятия по автоматизации хотя бы от 5-15 минут в день. Именно этим и будет обеспечена полная автоматизация звуков, причем в самый короткий срок.
Главная задача этапа автоматизации звуков – постепенно, последовательно ввести поставленный звук в слоги, слова, предложения (стихи, рассказы) и в самостоятельную речь ребенка и осуществляется по принципу от легкого к трудному, от простого к сложному.
• автоматизация звука в слогах (прямых, обратных, со стечением согласных);
• автоматизация звука в словах (в начале слова, середине, конце);
• автоматизация звука в предложениях;
• автоматизация звука в чистоговорках, скороговорках и стихах;
• автоматизация звука в коротких, а затем длинных рассказах;
• автоматизация звука в разговорной речи.
Чем чаще вы будете заниматься, тем быстрее исправленный звук закрепится в речи. Упражнения в идеале должны быть ежедневными.
Работу по автоматизации исправленных звуков можно сравнить со спортом: результат зависит от тренировок.
Весь речевой материал должен быть отработан, т. е. родители добиваются правильного и четкого выполнения ребенком задания, даже путем заучивания.
Важно! Ежедневно закреплять поставленный звук и следить за правильным произношением его в самостоятельной речи ребенка.
В случаях неправильного звукопроизношения, не рекомендуется прерывать ребенка, а продолжать работу. Это тот момент, когда совершенствуется детский самоконтроль за речевой деятельностью.

В связи с этим взрослый обращает внимание:

- на правильное произношение с помощью инструкции: «Следи за звуками»;
- старается предупредить ошибку в произнесении взглядом или жестом;
- отмечает качество произношения во время общей оценки ответа;
- следит за правильным звукопроизношением в повседневной жизнедеятельности (на прогулке, в игре и т. д.)
- выдумывает способы повторения, например: «Какую интересную историю ты мне рассказал! Петя тоже хочет ее послушать. Повтори для него, но помни, что ты должен вместе с ним последить за звуком».
- не сравнивайте малыша с ровесниками, сравнивайте только с ним самим на предыдущем этапе.
- чаще хвалите его за успехи - это стимулирует усердие ребенка, придает ему уверенности в себе.

Автоматизация звука "Л"   files/avtomatizasiya_zvuka_l.pdf

Автоматизация звука "Р"  files/avtomatizasiya_zvuka_r.pdf

Автоматизация звука "С"  files/avtomatizasiya_zvuka_s.pdf

Автоматизация звука "Ш"   files/avtomatizasiya_zvuka_sh.pdf

Автоматизация звука "Ж"    files/avtomatizasiya_zvuka_zh.pdf


Будьте оптимистичны: дорогу осилит идущий !

 

 

Формирование и развитие лексико-грамматического строя речи посредством

языковых упражнений и словесных игр у детей 4-7 лет с ОНР.

 

У ребенка с нормальным речевым развитием к пяти годам оказываются сформированными все грамматические категории родного языка; он говорит развернутыми фразами, используя сложносочиненные и сложноподчиненные конструкции, правильно согласовывает слова с помощью любых предлогов, падежных, родовых окончаний и пр.

Иная картина наблюдается у дошкольника с общим недоразвитием речи. Словарный запас ребенка  с ТНР не превышает 2 тыс. слов. Бедность словарного запаса приводит к частым заменам одного названия другим.

В грамматическом оформлении речи у детей отмечается низкий уровень способности к построению предложения,  дошкольники часто не могут правильно повторять фразы более чем из четырех слов: искажают порядок слов или уменьшают их количество.  На занятиях по развитию лексико-грамматических средств языка и связной речи учитель-логопед проводит большую  работу по активизации и совершенствованию словаря, понимания речи, формированию умения выделять части предмета.

Лексический материал подбирается логопедом так, чтобы дети могли делать сравнение и обобщение, а также классифицировать и рассуждать.

В каждом лексико-грамматическом занятии используется индивидуальный наглядный материал, который представляет собой совокупность дидактических игр, игровых приемов и упражнений, занимательных заданий.

 

 

Использование элементов соревнования, двигательной активности, драматизации делает занятия более живыми, интересными и результативными.

Играя, ребенок самостоятельно решает разнообразные мыслительные задачи, описывает предметы, выделяет их характерные признаки, находит сходство и различие, отгадывает их по описанию, группирует предметы по различным свойствам. Речевые игры способствуют сенсорному и умственному развитию (развитию зрительного восприятия, образных представлений, обучению анализу, сравнению предметов, их классификации), усвоению лексико-грамматических категорий родного языка, а также помогают закреплять и обогащать приобретенные знания, на базе которых развиваются речевые возможности ребенка.

 

 

Январь

Первые шаги к обучению грамоте.
Письменная речь формируется на базе устной. И первыми шагами к обучению грамоте должно быть не знакомство с буквами, а усвоение звуковой системы языка.
Необходимо обращать внимание не только на правильную артикуляцию звука, но и на умение ребенка выделять, слышать звуки в слове.
Обучение звуковому анализу слова предполагает: определение количества звуков в слове, умение различать гласные и согласные звуки, звонкие и глухие, твёрдые и мягкие, определение места звука в слове. Чтобы ребенок усвоил все тонкости звукового анализа учителя – логопеды используют разнообразные игры на развитие фонематического восприятия, а также картинки и схемы. Обычно это картинки, под которыми расположены пустые клеточки, в которых ребенку предлагают выложить схему слова. Дети несколько раз произносят слово, утрированно выделяя звук за звуком и давая каждому характеристику.


Дети с удовольствием играют в фонетические игры используя цветные символы - фишки, магнитные смайлики, крышки, камешки, бусинки, которые символизируют звук в слове.


Все игры на развитие фонематического восприятия развивают любознательность, непосредственный интерес к словесному творчеству.



 

Октябрь 

 

В октябре, в октябре
Частый дождик на дворе.
На лугах мертва трава,
Замолчал кузнечик.
Заготовлены дрова
На зиму для печек.   

                  (С.Я. Маршак)

При заучивании чистоговорок, скороговорок и стихотворений многие дошкольники испытывают трудности в правильном произношении некоторых звуков, поэтому на первом этапе коррекционной работы дошколята изучают органы артикуляции, которые нужны для правильного произношения звуков.

 Учитель-логопед  знакомит детей  с упражнениями  артикуляционной гимнастики.  Артикуляционная гимнастика – это такой  комплекс упражнений, который  направлен на тренировку подвижности органов, отработки разнообразных положений губ, мягкого неба и языка. Её выполнение можно начинать делать с детьми раннего возраста и следует выполнять каждый день, что способствует качественному усвоению и закреплению вырабатываемых навыков у детей.

  

  

  

Все занятия учителя – логопеды проводят в эмоционально-игровой занимательной форме, непринужденно для ребенка. А старшие дошкольники, проявляя творчество придумывают  сказки, например: «язычок проснулся, потянулся, выглянул в окошко, посмотрел в разные стороны, увидел солнышко, обрадовался, пошел гулять ».

Занятия с логопедом не только развивают у ребенка интерес к слову и его точному, правильному употреблению, но и помогают развивать у ребенка внимание, память, мышление, воображение.

 

 

Март 2018 года

Совершенствование речи  дошкольника через логопедическую ритмику.

Речевое развитие тесно связано с двигательной активностью ребенка. Точное, динамичное выполнение упражнений для ног, туловища, рук, головы подготавливает совершенствование движений артикуляционных органов: губ, языка, нижней челюсти и т.д., что очень важно для детей с речевыми нарушениями. Занятия по логоритмике стали важной частью коррекционной работы на группах компенсирующей направленности.

Что же такое логоритмика? Логоритмика – это система занятий, направленная на преодоление речевых нарушений, воспитания и коррекции двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой. Такие занятия направлены на обогащение словарного запаса, формирование грамматических категорий, развитие слухового внимания, обогащение эмоциональных впечатлений, а также способствует  всестороннему развитию ребёнка, совершенствованию его речи, овладению двигательными навыками, умению ориентироваться в окружающем мире, способности преодолевать трудности и творчески проявлять себя.

Занятия логоритмики проводят учителя-логопеды в тесном контакте с музыкальным руководителем  1 раз в неделю с дошкольниками, имеющие речевые нарушения.

 

 

Февраль 2018 года

 

Особенности развития связной речи у детей с нарушением речи

Одной из задач логопедической работы с дошкольниками, имеющими общее недоразвитие речи, является формирование связной речи. Умение связно и последовательно передать свои мысли, рассказать о событиях собственной жизни,  самостоятельно излагать свои суждения, умение давать развернутые ответы на вопросы — все это успешное  обучение наших воспитанников  в школе.

Коррекционная работа по развитию связной речи ребенка в логопедической группе осуществляется учителем – логопедом на специальных коррекционных занятиях , и воспитателем  при проведении игр, режимных моментов, наблюдениях за окружающим и в процессе разнообразной практической деятельности.

Дети 1-го года обучения ( старшая группа) учатся навыкам составления простых предложений по вопросам, демонстрируемым действиям и по картинкам, с последующим составлением коротких рассказов.

 

 

Так же в этом возрасте совершенствуем навыки ведения диалога и начинаем обучение детей составлению простого описания предмета, коротких рассказов по картинкам и их серии, рассказов-описаний, простых пересказов.

Коррекционная работа с детьми 2 –ого года обучения ( подготовительная группа)  направлена на дальнейшее развитие связной речи, где главной задачей является правильная самостоятельная связная речь ребенка. Большое место в этой группе отводится рассказыванию сказок, пересказу, а составление предложений по картине увеличивается до 5-7 предложений. Дети  с удовольствием делают рисунки к сказкам и  рассказам, а также учатся рассказывать по определенным схемам, а затем и без них, по памяти. Очень оживленно дети придумывают  продолжение сказки или самостоятельно по заданным словам. Самое любимое сочинение у детей подготовительной группы – это придумывание рассказа-инсценировки к настольному театру игрушек.

 

 

В процессе коррекционного обучения у детей с нарушениями речи совершенствуется структура речи, произношение, усваивается построение отдельных предложений и целого текста. Обучение способствует обогащению словарного запаса, развитию восприятия, памяти и внимания

.Декабрь 2017 года

 

Коррекционная работа учителя-логопеда в процессе познавательно-исследовательской деятельности во взаимосвязи с  воспитателями по развитию связной речи детей

Современному ребенку необходимо не столько много знать, сколько последовательно и доказательно мыслить, проявлять умственное напряжение. Именно поэтому как составную часть готовности к школе исследователи выделяют интеллектуальную готовность, которая включает достаточно высокий уровень развития познавательной деятельности и мыслительных операций.

С уверенностью можно сказать, что  ребёнок с нарушениями речи,  так же как обычный ребёнок, проявляет любознательность к более широкому кругу явлений. У детей  возникают вопросы не только в связи с восприятием конкретных предметов и явлений, но и в связи с появившейся способностью сопоставить прежний опыт с новым, дошкольник пытается найти сходство или различие, раскрыть связи между предметами и явлениями.

Во время тематической недели « Мастерская Деда Мороза» вся коррекционная работа  учителя-логопеда Тарнавской Марины Александровны  была направлена на исследовательскую деятельность. Потому  что,  именно  такой вид образовательной деятельности помогает развитию доказательной, рассуждающей, обобщающей, логически-последовательной  и эмоциональной речи, что требует современное образование начальной школы.  В  тесном сотрудничестве с воспитателями  дети творили с чудесными предметами такими, как: соль, сахар, сода, порошок, блеск, пластик, пуговицы, ленты и многое другое.

Вся деятельность была направлена на развитие любознательности, стремление экспериментировать, и самое главное  самостоятельно находить и отстаивать свои решения. Это позволило каждому ребенку найти всё новые и новые свойства предметов, кто-то научился или пытался рассказать об этом своим сверстникам, а также каждый ребенок почувствовал уверенность в том, что над его вопросами и ответами не будут смеяться другие и у меня всё получится.

 

 

 

 

 

  Семинар – практикум для педагогов

 Учителями-логопедами был проведен практикум для педагогов о содержании работы по звуковой культуре речи с целью эффективности педагогического воздействия при воспитании и профилактики речевых нарушений у дошкольников с учетом ФГОС.

В соответствии с Федеральным  Государственным образовательным стандартом дошкольного образования образовательная область «Речевое развитие» включает:

·         владение речью как средством общения и культуры;

·         обогащение активного словаря;

·         развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;

·         развитие речевого творчества;

·         развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;

·         знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;

·         формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

Воспитание звуковой культуры – одна из важных задач развития речи в детском саду, так как именно дошкольный возраст является наиболее благоприятным для ее решения.

Семинар – практикум состоял из теоретической и практической части.Теоретическая часть была посвящена  формированию звуковой культуры речи детей  в разных возрастных группах дошкольного возраста. Педагоги отметили важность формирования  звуковой культуры  речи, которая включает в себя фонетическую и орфоэпическую правильность речи, ее выразительность, четкую дикцию, а также умение пользоваться двигательными средствами выразительности (мимика, жесты), элементами культуры речевого общения (общая тональность детской речи, поза и двигательные навыки в процессе разговора), речевым слухом.В практической части семинара учителя-логопеды провели игровой тренинг игр и упражнений по развитию звуковой культуры речи. Каждый педагог получил возможность  применять полученный  опыт в своей работе.

   

Учителя-логопеды организовали выставку различных игр и пособий по развитию звуковой культуры речи, и поделись опытом их использования. В заключение семинара воспитатели представили дидактические игры и пособия по развитию звуковой культуры речи, которые они используют с учетом возрастных особенностей.   

Воспитатели и специалисты нашего учреждения расширили знания по формированию ЗКР, получили практический опыт.

 

 

Go to Top