1. Skip to Menu
  2. Skip to Content
  3. Skip to Footer
Внимание
  • Lack of access rights - File '\C:\Users\6DF4~1\AppData\Local\Temp\msohtmlclip1\01\clip_image004.png'
  • Lack of access rights - File '\C:\Users\6DF4~1\AppData\Local\Temp\msohtmlclip1\01\clip_image004.png'

Страницы учителя-логопеда

Логопедическую  помощь оказывают 

учителя– логопеды  высшей квалификационной категории:

Козеко Оксана Николаевна

 Марина Александровна  Тарнавская

 Чистякова Ольга Павловна

Цель логопедической службы: 

логопедическая  помощь детям дошкольного возраста, направлена на выявление речевых нарушений и последующей их коррекции и предупреждении, в соответствии с требованиями государственной политики в сфере образования  и современным социальным запросам .

Задачи логопедической работы:

  • Своевременная профилактика речевых нарушений у воспитанников.
  • Психолого-педагогическое изучение и диагностика речевого развития детей:
  • Обеспечение индивидуального и дифференцированного подхода к каждому ребёнку,
  • Качественная разработка и реализация индивидуального  маршрута коррекции  речевого дефекта с учетом его структуры, степени тяжести, обусловленности.
  • Взаимодействие с ТПМПК г. Выборга
  • Организация комплексного взаимодействия всех субъектов коррекционно-развивающего процесса.(педагоги ДОУ, мед учр, родители законные представители)
  • Пропаганда логопедических знаний среди педагогов и родителей.

Для коррекционной работы с детьми с различными нарушениями речи учитель -логопед   создает  условия в соответствии с перечнем и планом реализации индивидуально ориентированных коррекционных мероприятий, обеспечивающих удовлетворение особых образовательных потребностей детей с речевыми нарушениями.

Значение логопедической работы в ДОУ

По данным науч­ных исследований, примерно 40 % детей нашей страны,  неверно произносят звуки родного языка, при этом известно, что звуки  - это основной строительный материал человеческой речи, и только при их чет­кой, точной передаче речь может быть понята правильно, а значит — служить сред­ством общения. Если ребенок неверно произносит даже один звук речи, то помочь, вам призван  - спе­циалист - логопед.

Учитель-логопед, работая с дошкольниками, может  доступно объяснить ребенку суть исправления неточно­стей.  Однако, в логопедической работе  

необходим продолжительный путь закрепления вызванного звука.

Логопедические занятия проводятся  по основным направлениям:

1.     Развитие движений органов артикуляционного аппарата, моторики в целом, в особенности движений пальцев рук.

Ведется работа по формированию  произношения звуков, так как правильное произношение необходимо ребенку для уверенного общения, успешного обучения, грамотного чтения и письма. 

2.     Развитие дыхательной функции и выразительности голоса.

 На этом этапе применяются различные  игры и упражнения на дыхание.

 

3.     Развитие восприятия речи.

В многообразных занимательных упражнениях ведется работа над развитием фонематического слуха, где дети учатся определять гласные и согласные звуки,  определять позицию звука в слове, а также делить слова на слоги, определяя количество гласных. Ведется работа над слуховым вниманием. 

   

4.   Развитие сенсорных и высших психических функций как основы речи, которые позволяют развивать память, мышление, воображение.

 

5.  Развитие словарного запаса и грамматического строя речи.

 

6.     Развитие связной речи.

 

Все эти направления  реализуются в индивидуальной, подгрупповой и фронтальной работе одновременно. Эффективность логопедической работы состоит в том,  что традиционные методы  сочетаются  с новыми, современными приемами и оригинальными авторскими технологиями  учителя-логопеда, благодаря кото­рым результативность обучения  повышается.Мы уверены, что логопедические занятия помогут любому ребёнку говорить более чётко, красиво и правильно. Задачи, стоящие перед современным образованием требуют привлечения дополнительных ресурсов, к которым, в частности, относится сотрудничество с семьями детей. Такая  работа способствует согласованию усилий детского сада и семьи по созданию условий для оптимального развития ребенка. Педагоги дошкольного образовательного учреждения содействуют повышению компетентности родителей. Родители готовы к сотрудничеству,  ждут квалифицированной методической помощи по вопросам воспитания, развития речи детей. Получить такую помощь они могут в рамках системной  работы, организованной в форме клуба “Логофорум”. Что даёт такая работа? Прежде всего - формируется педагогическая компетентность родителей, повышается уровень их заинтересованности в коррекционно-образовательном процессе, что, в свою очередь повышает качество коррекционной работы. Данная форма работы способствует сближению родителей с детьми, раскрывает перед родителями детские способности, возможности, укрепляет в родителях веру в своих детей и их взаимопонимание. А кроме этого заметно возрастает степень удовлетворённости родителей работой педагогов ДОУ.

2019-2020 год

Роль семьи в автоматизации поставленных звуков

 

Наконец, наступил долгожданный момент !!!

         Ваш ребенок научился произносить трудный для него звук.

 

Но  ребенок так и продолжает говорить не правильно, не произносит звук верно, и произношение остается практически без изменений. В таком случае, родители  часто бывают разочарованы.

 

Уважаемые родители!

Ваш ребенок ходит (или ходил) на занятия к логопеду, а в произвольной речи ребёнок произносит звуки искажённо или получаются не чёткими. Причём в кабинете логопеда (или при просьбе повторить правильно) звуки, ребенок сразу исправляется. Значит, процесс коррекции звукопроизношения находится на этапе так называемой «автоматизации». Время  важного  и продолжительного этапа совместной работы логопеда и родителей- закрепленияправильного произношения, которое зависит от индивидуальности и особенностей каждого ребенка.  

Очень важно, чтобы родители не только обратили на это внимание, но и сумели помочь осуществлять полный контроль всей речи ребёнка в обычных жизненных ситуациях.  Неправильно произносимый звук нужно каждый раз поправлять,  потому что поставленные звуки автоматизируются в речи достаточно продолжительное время, иногда этот этап растягивается на месяцы, а то и годы. В идеале необходимы ежедневные занятия по автоматизации хотя бы от 5-15 минут в день. Именно этим и будет обеспечена полная автоматизация звуков, причем в самый короткий срок.

Главная задача этапа автоматизации звуков– постепенно, последовательно ввести поставленный звук в слоги, слова, предложения (стихи, рассказы) и в самостоятельную речь ребенка и осуществляется по принципу от легкого к трудному, от простого к сложному.

  • автоматизация звука в слогах (прямых, обратных, со стечением согласных);
  • автоматизация звука в словах (в начале слова, середине, конце);
  • автоматизация звука в предложениях;
  • автоматизация звука в чистоговорках, скороговорках и стихах;
  • автоматизация звука в коротких, а затем длинных рассказах;
  • автоматизация звука в разговорной речи.

Чем чаще вы будете заниматься, тем быстрее исправленный звук закрепится в речи. Упражнения в идеале должны быть ежедневными.

Работу по автоматизации исправленных звуков можно сравнить со спортом: результат зависит от тренировок.

Весь речевой материал должен быть отработан, т. е. родители  добиваются правильного и четкого выполнения ребенком задания,  даже путем заучивания.

Важно! Ежедневно закреплять поставленный звук и следить за правильным произношением его в самостоятельной речи ребенка.

В случаях неправильного звукопроизношения,  не рекомендуется прерывать ребенка, а продолжать работу. Это тот момент, когда  совершенствуется  детский самоконтроль  за речевой деятельностью.

 

В связи с этимвзрослый обращает внимание:

 

- на правильное произношение с помощью инструкции: «Следи за звуками»;

- старается предупредить ошибку в произнесении взглядом или жестом;

- отмечает  качество произношения во время общей оценки ответа;

- следит за правильным звукопроизношением в повседневной жизнедеятельности (на прогулке, в игре и т. д.)

- выдумывает способы повторения, например: «Какую интересную историю ты мне рассказал! Петя тоже хочет ее послушать. Повтори для него, но помни, что ты должен вместе с ним последить за звуком».

 - не сравнивайте малыша с ровесниками, сравнивайте только с ним самим на предыдущем этапе.

- чаще хвалите его за успехи - это стимулирует усердие ребенка, придает ему уверенности в себе.

Будьте оптимистичны: дорогу осилит идущий !

 

 

Рекомендации для родителей по автоматизации звуков

Автоматизация звука "Ж"

Автоматизация в сочетаниях слогов:

 

Запомни и повтори слоги.

 

Жа-жа-жа

Жо-жо-жо

Жу-жу-жу

Жи-жи-жи

Же-же-же

Жа-жо-жу

Жи-же-жа

Жо-же-жи

Жу-жо-же

Же-жа-жо

 

 

Жа - жо - жу - жи - же
Жи - жа - жо - жу - же
Жо - жа - жу - жи - же
Же - жа - жо - жи - жу
Жу - жа - жо - жи - же

 

Проговаривать слова, голосом выделяя звук [Ж]:

Жа: жаль, жаба, жало, жатва, жать, Жанна, жадина, жалоба; жалеть, жакет, жасмин.

Жо, жё: жёлоб, жёлудь, жёлтый.

Жу, же: жук, Женя, жжение; жетон.

Жи: жить, жила, жидкий, жито; живой, живот, животное.

Ждать, жду, жгутик.

 

Проговаривать слова, голосом выделяя звук [Ж]:

Жа: ежата, вожак, вожатый, пижама, бежать, лежать, уважать; кожа, лужа, лежа, кожаный.

Жо, жё: ожог, лужок, флажок, свежо, ножовка, медвежонок, утюжок, ежонок.

Жу, же: лежу, хожу, гляжу, покажу, уже, уважение; вижу, вяжут, лижут, мажут.

Жи: ножи, ужи, ежи, лежи, покажи, этажи, наживка; ежик, ужин, пыжик, дюжина, ухаживать, похожий, ужинать, джем.

Произносить слова со стечением согласных, голосом выделяя звук [Ж]:

Важный, каждый, бумажный, багажник, монтажный, можно, дождик, ложный, тревожный, ножницы, пирожное, художник, нужно, дружно, дружба, лыжник, булыжник, южный, вьюжный, таёжный, нижний, ближний, пижма, книжный, между, прежде, одежда, Надежда, нежный, прежний, вежливый, прилежный, однажды, дважды, побеждать.

Игра  на автоматизацию звука [Ж] в словах:         

Инструкция: фишка стоит на букве Ж; 2 клеточки вправо, 1 клеточка по диагонали вниз вправо... какое слово? и т. д. Если фишка останавливается на пустой клеточке, то предложите самостоятельно придумать слово со звуком [Ж].

Образовать родственные слова:

кожа – (кожаный, кожица, кожный …)

уж – (ужонок, ужата, ужиха, ужинный …)

ёж – (ежонок, ежата, ежиха, ежиный, ежовые, ёжиться …)

Проговаривать словосочетания, голосом выделяя звук [Ж]:

Кожаный жакет                                жидкий мёд

нежная кожа                                     жадный Женя

мягкая пижама                                 вьюжный день

отважный капитан                           бумажная жаба

мамин утюжок                                  модный пиджак

бежевый жакет                                 Женины тапки

новый утюжок                                  бумажный жук

важный медвежонок                        надёжный вожак

Женина пижама                                снежный ком

желтокожие жёлуди                         дюжина ежей

Проговаривать предложения:

    Вова - вежливый ребенок.

Тетради на нижней полке.

Багажный вагон впереди.

Мама купила пирожное.

Между деревьев снежная баба.

Женя вытряхивает одежду.

У Гены бумажная жаба.

Сапожник починил обувь.

Монтажники выполняют важную работу.

Победитель - лыжник награжден подарками.

В книжном магазине можно найти нужную книгу.

Булыжник был мокрый от дождя.

Женя жуёт ежевику. У ужа ужата.

Монтажнику нужна ножовка.

У Жанны кожаный жакет.

Женя и Жанна ужинают.

У Жанны бумажная жаба.

Ежата ждут маму-ежиху.

Над пижмой жужжат жуки.

Художник едет в Кижи.

У ежихи и ежа ежата.

Пижама, жакет и пиджак – это одежда. Женя живёт на пятом этаже.

  Пижма пахнет нежно. Женин папа – художник.

Медвежонок жуёт жито. У Жени живые ужи. Жанна даёт Жене ежевику.

Женя вяжет маме жакет. Нет манжет у пижамы.

Ежевика в бумажном пакете. Между пнями живут жабы.

У Жени на ужин ежевика. У детей пижамы и жакеты.

У жука надёжный дом между ветвей. Дружно живёт детвора.

Легко бежать по накатанной лыжне.

У Жоры отец—монтажник, а у Жени - художник.

Мой друг живёт на нижнем этаже.

На нижней полке этажерки лежит журнал. 

Жора бережёт одежду. Женя ожидает, когда перестанет дождик.

Дождик лил уже дважды - жди урожай на грибы.

Между окнами жужжит жук. Дружно падают желуди.

 

Пересказывать

 

Женя-рыбак.

Женя любит удить. Он сам сделал удочку. Леску из жилки, блесну из железки. Уже рано утром Женя бежит удить. На лужайке Женя ловит жуков и копает червей. Это будет наживка. Наживку Женя держит в банке.

      Бежит Женя к реке. Терпеливо ждет клёва. Рыбу он держит в ведре: так она будет свежее. Рыба шевелит жабрами. Приближается жара, и Женя идёт домой. Будет уха из свежей рыбы.

Рыжик.

Был у Рыжухи жеребенок. Жеребенок был рыжий. Женя звал его Рыжиком. Рыжик был слабый, еле на ногах держался. Рыжуха жалела жеребенка. Женя тоже жалел Рыжика. Ухаживал и помогал Рыжику. Когда Рыжик окреп, Женя водил его на лужок. Рыжик любил кружить по лужайке. Покружит, покружит и ляжет под стожок. Когда Рыжуху впрягли в телегу, Рыжик бежал рядом. У реки Рыжуху выпрягли. Рыжуха купалась сама, а Рыжика купал Женя. За лето Рыжик окреп.

 

Проговаривать чистоговорки:

У жука надежный дом,

Жук живет, не тужит в нем.

Жук жужжит, не унывает,

Жу-жу-жу он напевает.

Жа-жа-жа, жа-жа-жа

Тут ежата у ежа.

Жи-жи-жи, жи-жи-жи

Мне ежаток покажи.

Жа-жа-жа, жа-жа-жа

Уходите от ежа.

Жи-жи-жи, жи-жи-жи

В моем доме этажи.

Жа-жа-жа, жа-жа-жа

Подо мной два этажа.

Жа-жа-жа, жа-жа-жа

Надо мной два этажа.

Же-же-же, же-же-же

На каком я этаже?

Жужжит над жимолостью жук.

Тяжелый на жуке кожух.

Каждый жук жужжит о том,

Как же жутко быть жуком –

Каждый может обижать.

Как об этом не жужжать?

Золотистый, как из бронзы,

Жук кружится возле розы

и жужжит: "Жу-жу, жу-жу"

Очень с розами друж-жу!"

Дождик, дождик, не дожди.

Дождик, дождик, подожди.

Дай дойти до дому

Дедушке седому.

Медвежонок неуклюжий

Лапой шлепает по луже.

Медвежонок кружится,

Ловит лучик в лужице.

На валежнике снежок.

Под валежником клубок.

Лежит ежик в зимнем сне.

Оживится еж к весне.

 

Проговаривать скороговорки:

У ежа – ежата, у ужа – ужата.

Даже ужу ужин нужен.

Не живут ужи, где живут ежи.

 

 

 Автоматизация звука "Л"

 

Задание №1.  Подбери слово по картинкам, так, чтобы получились чистоговорки. Чётко произнеси каждую из них целиком по 3-4 раза. Выделяй звуки Л!

 


♦  Ла-ла-ла, ла-ла-ла, там высокая ...

♦ Ло-ло-ло, ло-ло-ло, в лодке сломано ...

  • Лу-лу-лу, лу-лу-лу, я бегом бегу к ...
  • Лы-лы-лы, лы-лы-лы, в доме новые ...
 

♦ Лат-лат-лат, лат-лат-лат, маме купим мы ...

♦ Пло-пло-пло, пло-пло-пло, белочка нашла ...

 

 

 

Заучи

Ол -ол-ол, с ёлки улетел щегол.

Ал-ал-ал, мимо ёлки конь скакал.

 Ул-ул-ул, волк под ёлкою уснул.

Ил-ил-ил, лось у ёлочки ходил.

Эл-эл-эл, голубь к ёлке подлетел.

 

Задание №2. Чётко, выделяя звуки Л, назови всех животных. прохлопай количество слогов в словах и соедини каждое животное со своим слоговым домиком. Расскажи то, чтознаешь о жителях необычных домиков.

 

Заучи

Ол-ол-ол-ол, очень любим мы футбол.

 Лы-лы-лы-лы, забиваем мы голы.

 Лу-лу-лу-лу, возле окон, на полу.

Ол-ол-ол-ол, вот какой забили гол!

Ло-ло-ло ло, очень тонкое стекло!

Ла-ла-ла-ла, больше нет в окне стекла.

 

Задание №3. Назови все картинки, выделяя звук Л. Соедини каждый предмет со своей геометрической формой. Перечисли отдельно круглые и прямоугольные предметы.

 

ЗАУЧИ

  • Ла-ла-ла, ла-ла-ла, как-то Мила пол мела.

♦ Ло-ло-ло, ло-ло-ло, видит, на полу стекло.

♦ Лу-лу-лу, лу-лу-лу, сто осколков на полу.

 ♦ Лы-лы-лы, лы-лы-лы, Мила подмела полы.

 ♦ Ла-ла-ла, ла-ла-ла, Мила маме помогла.

 

Исправь ПРЕДЛОЖЕНИЯ

♦ Лошадь скакала на всаднике.     

  • Оладьи съели Милу.
  • Хозяин лаял на Полкана.
  • Подсолнух полил Клаву.

♦ Слон нарисовал художника.

♦   Ёлка выросла под ландышем.

 

 СКОРОГОВОРКИ

♦ У ёлки иголки колки.

♦  Около кола — колокола.
♦ Ходят волки возле ёлки.

♦ Вкусна халва, халве хвала.

♦  Наш Полкан попал в капкан.

♦ Слава съел сало, да сала было мало.

♦ Пилит толстый ствол пила, накалилась добела.

♦ Еле-еле Лена ела, есть от лени не хотела.

♦ Вот весёлый колобок покатился как клубок.

 

СТИХОТВОРЕНИЯ

 

Уж бежал кривой дорожкой,

Ни одной не топал ножкой,

Он бы топнул, да не мог,

Потому что был без ног.

 

Как взялась пила за дело,

Завизжала и запела,

 Ела-ела дуб, дуб,

Поломала зуб, зуб.

 

Дубовый столб стоит столбом,

В него барашек стукнул лбом.

Хотя не жаль барану лба,

 

Но лбом не сбить ему столба.Автоматизация звука "С"

 

Автоматизация звука [С] в словах

Автоматизация звука [С] в начале слов

Повтори (прочитай) слова:                                              

[СА]

сад                  совок                сауна                       сайгак

сан                  садок                саванна                    советник

сани                сатин                самокат                    садовник

Савва              сапог                самотёк                     сантехник

софа                совет                садовод                    событие

соха                сонет                санки                        сопение

сова                 собака              самбо                       сомнение

сайка              соната              сафьян                     совпадение

 


Повтори (прочитай) слова:

                                                                                             

[СА] (в словах со звуками [Л], [Л'])

 

сало                солома                 сабля               соломка

салат              самолёт               сакля                 салфетка

салон             Соломон              сальто             соленья

салют            соловей                сандал             солянка

салака           Савелий              солдат               солонина

салями          салки                   солонка             сандалия

 

 

Повтори (прочитай) слова:

                                                                                             1в

[СА] (в словах со звуками [P], [P'], [Л'] и [Ц]

 

сари             Сахара          сорняк               сантиметр

сахар           сафари          сапфир               самородок

собор           санитар        Сатурн              сахарница

сапёр            самовар        сардина             санаторий

сарай           сарафан        сарделька          собрание

сорока         самурай        сорванец            сокровище

сатира         солярий        саркофаг           соревнование

                                               

[СА] (в словах с шипящими звуками и [Ц])

 

Саша        саженец         сорочка            сочинение

сажа        самшит          сапожник         сожаление

сажень     саквояж         солончак          совещание

сачок        саранча          советчик           сороконожка

 

Повтори (прочитай):

                                                                                               

Сало в салате.                          Сорока всаду.

Собака в сарае.                        Сабля самурая.

Саня в саже.                             Солёная салака.

Совет садовода.                       Саранча в сачке.

Салон самолёта.                      У Саши самокат.

Сайгак в саванне.                    В солянке салями.

Сорванец на санках.                Сахар в сахарнице.

Сафьяновые сапоги.                Сатиновый сарафан.

Солярий в санатории.              Салфетка под солонкой.

 

[СЫ]

 

сын           сыщик            сыровар            сырьё

сыч           сырок            ссылка              сыворотка

сыпь         сырец             ссыпка               сыроежка

сыр           сычуг              сырник

 

Повтори (прочитай) словосочетания:

                                                                                             

Сырое сырьё.                       Сырок для сына.

Сытый сыч.                          Молочная сыворотка.

Собирать сыроежки.            Ссылаться на сыщика.

 

Повтори (прочитай) слова:

                                                                                               

[СО]

сок             сочень            сокол            сотка

сом            соло               Сопот            сопка

сон             Соня              солод            сопло

сор            сода               соболь          сотня

соль          соты               сорт              солнце

Сочи          соя                 сойка             сотни

 

Сонин сок.                            Сода с солью.

Сонный сом.                         Сольный номер.

Сорт сои.                              Солнечный Сочи.

Сотня соек.                           Сокол над сопкой.

 

[СУ]

 

суп                Судан            сумка             сундук

сук                 судак             суета              судья

суд                судок             сутки             супница

суть               супонь           судьба           субботник

сумма            суббота         судно             суматоха

сумах            Сухуми         сукно             суховей

 

[СУ] (в словах с шипящими звуками, [Л], [Р], [P']

 

суша              сувенир         сугроб              судорога

сучок             сушка             суфлёр              суждение

сутаж          суржа            сумрак             субмарина

сурок            суфле             сушилка            субтропики

сухарь          султан           сумерки

сударь          сургуч             суглинок

 

Сукно в сундуке.                 Судья в суде.

Суп в супнице.                     Сумка на суку.

Судьба султана.                   Суматоха на судне.

Сутки на суше.                    Сувенир из Сухуми.

Судак в судке.

 

Автоматизация звука [С] в конце слов

 

Повтори (прочитай) слова:

[АС], [ЙАС]

 

ас               час                 Камаз            папуас

бас             квас               наказ             анфас

газ             указ               ужас              отказ

пас             топаз             пояс               компас

таз             показ             ананас           Опанас

 

Повтори (прочитай) слова:

                                                                                           

[АС], [ОС] (в словах со звуками [Л], [Р])

 

лаз                колос                 брасс                атлас

глаз              волос                 баркас              тормоз

класс            голос                 образ                приказ

палас            водолаз             каркас              алмаз

Тарас           Карабас            окрас                Гондурас

 

Повтори (прочитай) чистоговорки:

                                                                                             

Ас, ас, ас — купили ананас.

 Ас, ас, ас — получил отказ.

 Ас, ас, ас — выключили газ.

 Ас, ас, ас — потерял алмаз.

Ас, ас, ас — папа — водолаз.

Ас, ас, ас — выполню приказ.

 Ас, ас, ас — наливаю воду в таз.

Ас, ас, ас — пьём холодный квас.

 Ас, ас, ас — ходим в первый класс.

 

Повтори (прочитай) слова:                                              

[ЫС], [ИС]

мыс            низ             теннис            бенефис

бис             мисс           девиз             Денис

тис              кумыс         Тунис

(в словах со звуками [Р], [Р'], [Л], [Л'])

рис             криз              кипарис           нарцисс

лис             Борис            каприз              карниз

приз           анализ          маркиз             сюрприз

 

Повтори (прочитай) чистоговорки:

                                                                                             

Ис, ис, ис — полетели вниз.

Ис, ис, ис — получили приз.

Ис, ис, ис — рис варил Борис.

Ис, ис, ис — мы кричали: «Бис!»

Ис, ис, ис — утащил утёнка лис.

 Ис, ис, ис — шар на дереве повис.

 Ис, ис, ис — с моря дует лёгкий бриз.

Ис, ис, ис — выполню любой каприз.

 

Повтори (прочитай) слова:                                              

[ЭС]

вес              навес              обрез             конгресс

лес              перевес          интерес

пресс         отрез               майонез

 

Повтори (прочитай) слова:                                              

[ОС]

нос             тёс              обоз           откос

воз              овёс            покос         поднос

пёс              утёс            кокос         каменотёс

(в словах со звуками [Р], [Р'], [Л], [Л'])

мороз             паровоз        вопрос           абрикос

перенос         кросс              колхоз          тепловоз

водовоз         матрос            Барбос          электровоз

 

Повтори (прочитай) чистоговорки:

                                                                                             

Ос, ос, ос — на рельсах паровоз.

Ос, ос, ос — лает пёс Барбос.

 Ос, ос, ос — вырос абрикос.

Ос, ос, ос — на поляне много ос.

Ос, ос, ос — лошади едят овёс.

 Ос, ос, ос — на палубе матрос.

 Ос, ос, ос — щиплет нос мороз.

 Ос, ос, ос — отвечаю на вопрос.

Ос, ос, ос — любопытный нос.

 Ос, ос, ос — у машины нет колёс.

 

Повтори (прочитай) чистоговорки:                                

Ус, ус, ус — на ноге укус.

 Ус, ус, ус — поступаю в вуз.

Ус, ус, ус — потерял картуз.

 Ус, ус, ус — прилетел индус.

Ус, ус, ус — у кита китовый ус.

Ус, ус, ус — румяный карапуз.

Ус, ус, ус — у тебя хороший вкус.

Ус, ус, ус — получили важный груз.

 

Ус, ус, ус — пробуем арбуз на вкус.

Автоматизация звука "Р"

 

1. Игра "Повторяй-ка".

    Ра-ра-ра, ра-ра-ра,

    начинается игра.

    Я прошу со слогом РА

    повторить за мной слова:

    И-рра, Ю-рра, Ве-рра, Ню-рра, Жо-рра, па-рра, ме-рра, фа-рра (и т.д.)

    Работа, ракета, раскат, рассказ, ураган, муравей, барабан, расческа, карандаш, пирамида, рак, ура, гора, дыра, жара, нора, детвора, буран, гараж, парад, жираф, карась, радио, баранка, радуга, равный, радость, раковина.

 

2. Ру-ру-ру, ру-ру-ру,

    продолжаем мы игру:

    ррубашка, ррубанок, рручей, ррука, ррубин, па-ррус, рукав, рубить, рубаха, ручной, ручей, румяный, рукавица, беру, дыру, нору, жару, руки, ручка, рубка, русый, орудие, кукуруза.

 

3. Ро-ро-ро, ро-ро-ро,

    много слов со слогом РО:

    ррот, Ррома, рроза, рроща, пе-рро, у-рроки, герой, горох, пирог, сырой, сурок, мороз, народ, паром, ворона, дорога, корова, короткий, сорока, коробка, макароны.

 

4. Ры-ры-ры, ры-ры-ры -

    вот слова со слогом РЫ:

    рыба, рысь, рыжик, рытвина, корыто, рык, рысак, парЫ, горы, куры, норы, дыры, пожары, актёры, шофёры, мундиры, базары, боксёры, шахтёры, помидоры, самовары, рыбаки, пёрышко.

_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _

 

1. Повтори слоги, чётко проговаривая звук [р].

    Рак                рот            руль            рысь

    Рама              ров            руки            рыба  

    Ракета           рота           рубец          рыбак    

    Радуга           рога           рубль          рывок     

    Радио            рост            ружьё         рынок 

    Растение        роса           рубаха        рысак  

    Расчёска        роща          русалка       рыжий   

    Разлив           родник       рукопись      рыжики  

    Разлука          ролики

 

2. Слово повтори тогда, когда названа еда: горох, порог, пирог, творог, мороз, мороженое, огород, сорока, пирОга, пирожное, макароны, сырок, сурок, ворона, дорога.

_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _

 

1. Повтори слоги, чётко проговаривая звук [р].

    ар-ор-ур        ур-эр-ар        эр-ар-ор

    ор-ар-ур        ыр-ур-ор        эр-ур-ыр

    ор-ур-эр        ыр-эр-ор        эр-ыр-ар

 

2. Игра "Доскажи словечко".

    Дует сильный ве... (тер).

    Вика вяжет сви... (тер).

    Миша сорвал с грядки красный поми... (дор).

    Землю пашет трак... (тор).

    Папа включил телеви... (зор).

    На перекрестке свето... (фор).

    В чай кладут са... (хар).

_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _

 

1. Игра "Эхо"

    аарррррр            ар-ор-юр

    оорррррр            ыр-ир-яр

    уурррррр            ер-ор-ар

    ыырррррр           ыр-ур-ор

    ээрррррр            ар-яр-ор

    яярррррр            ер-ор-юр

    ёёрррррр            ёр-ер-ир

    ююрррррр 

 

2. Повтори слова, чётко проговаривая звук [р].

    Дар            бор                веер           бархат 

    Пар            сор                ветер          горка 

    Шар           хор                вечер          дырка    

    Жар            забор            катер          карта

    Повар         помидор        север          корка 

    Загар          мухомор        офицер       норка     

    Товар          топор            бобёр          марка

    Сахар          тир               костёр         парта

    Отвар          кефир           жонглёр       тёрка   

    Самовар       сыр              пассажир

 

_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _

 

Автоматизация звука "Ш"

 

  1. Звук Ш изолированно
    • Шумит ветер
    • Шипит гусь
    • Выходит воздух из лопнувшей шины

«Хлопушка»

Ш Т Ш Ш П Ш Ш Ш Н Ш К Ш Ш и т.д.

 

 

  1. Звук Ш в прямом ударном слоге в начале слова
  2. «Слоги»

ША, ШО, ШУ, ШИ, ШЕ

 

  1. «Хлопушка»

ША, ШО, НА, ТО, ШУ, ША, ША, КА, РА, ША, ШО и т.д.

 

  1. «Повтори»- каждое слово 3 раза

 

Шаг шар шарф шайба шапка шахта шорох  шёл  шёлк шёпот  ширь шило шина шить ширма шили шум шут шуба шутка

 

  1. «Изменить прилагательные»

Шахматный – матч, королева, соревнование, фигуры;

Шумный – разговор, группа, поведение, дети;

Шуточный – разговор, песня, дело, рассказы;

Шёлковый – костюм, блузка, платье, кружева.

 

  1. Игры с картинками.

 

  1. Проговаривать предложения.

Шелковая шаль. У Шуры на шее шелковый шарф. За ширмой шорох и шёпот. Шину проткнули шилом, из нее шумно вырвался воздух. Зимой носят шубу, шапку и шарф. Шумные шалуны.

 

  1. Проговаривать чистоговорки.

 

Шура шубку надевала,

Шарф и шапку потеряла.

Надо кукле Кате

Шить шелковое платье.

 

  1. Звук Ш в прямом ударном слоге в середине слова.
    1. «Хлопушка»

ША, ШО, ШЕ, ТО, ША, ШИ, ЦА, КО, ША, ШУ, ШИ. ФЫ, ТА, ХО. ШО, ШУ

 

  1. «Повтори»

 

Мышата большая ушанка мешать решать дышать лошадка лапша Пушок вершок горшок гребешок петушок ремешок большой мышонок ушёл нашёл пришёл вошёл дыши ерши пиши камыши малыши ушиб ошибка машина кувшин шили решили мишутка дышу ношу тушу прошу мишень ошейник решение решать мешать

 

  1. Игры с картинками.

 

  1. Проговаривать предложения

У реки камыши. Хороша уха из ершей. Мышонок пошел в камыши. Пушок зашиб лапу. Мышата пришли в шапках и шубках. Малыши достали шахматы.  У Мишутки горшок с медом. Мишутка  в решении допустил ошибку. Пушок нашел гребешок.

 

  1. Проговаривать чистоговорки.

 

Шапка да шубка –

Вот он, наш Мишутка!

 

Петушок, петушок!

Золотой гребешок,

 

  1. Звук Ш в прямом безударном слоге.
    1. «Хлопушка»

Шар дар шайба шапка дым шёпот шаг топот  мышонок лошадка труба корова ошибка пример решение ерши

  1. «Повтори»

 

Ваша наша  каша крыша Даша Маша Паша Миша Алёша шуруп Наташа шутить чешуя шинель шипеть широкий шиповник уши мыши калоши ландыши хороший горошина младший тишина 

 

  1. Изменить прилагательные

Хороший – друг, подруга, стихотворение, дела;

Младший – брат, сестра, поколение, дети;

Шоколадный – торт, конфета, мороженое, зайцы.

 

  1. Игры с картинками.

 

  1. Проговаривать предложения.

Наташа пишет. Вот Маша. У Лёши ландыши. Ландыши хороши. Миша и Паша едут на лошадке. Река широкая. Миша нашёл камешек. На дороге шумит машина. У шиповника шипы. Шипы колючие. В шалаше пять ребятишек. Паша и Наташа, прошу не шуметь. Гриша и Миша гоняют шайбу. Лёша ел пшённую кашу. У Маши - ландыши. У мыши - мышата. Илюша гоняет шайбу. Алёша ушиб ногу. Паша и Тимоша играют в шахматы. Лёше купили большую ушанку. Ариша несёт кувшин. Даше подарили шёлковый шарф. Миша катает машинку.

 

  1. Проговаривать и учить чистоговорки.

 

Петушок, петушок,

Отдай Маше гребешок!

 

Мы кормим нашу Машу.

Маша, Маша, кушай кашу.

 

Тише, мыши, тише, мыши!

Кот пришёл на нашу крышу.

 

  1. Пересказать рассказ.

Ландыши

Ландыши любят тень под дубками. Подойдешь к месту, где ландыши. Ландышей видимо-невидимо. А на некошеном лугу ромашки и мышиный горошек. Рядом, у речушки, камыши. Колышет ветер камышинки. Шуршат они, нарушая тишину. Нарвёшь ландышей - и домой. Хороши ландыши!

 

  1. Звук Ш в прямом слоге при стечении согласных.
    1. «Слоги»

ШВА – ШВО – ШВУ – ШВЫ – ШВЭ ( со звуками Л ,М, Н, Т, К, П, Ф)

 

  1. «Хлопушка»

Каша, котлета, крыша, дом,  горошина, лошадка, дым, груша, яблоко, шоколад, Маша, Даша, дыра, шиповник.

 

  1. «Повтори»

 

Швея  швы  шкаф шкатулка школа школьник шкурка шла   шлак шланг шлем   шли шлюпка шляпа  шмель шницель шнурок шпалы шпагат шпион шпиль штамп штопать штора штопор штука штурвал штык

 

 

  1. Игры с картинками.

 

Проговаривать предложения.

У Маши шляпа. Малыши шагают в школу. Школа большая. Во дворе Бишка. Маша поставила швабру в шкаф. В шкафу лежит шкатулка.  Швея зашила шляпу. Школьник штриховал квадрат.

 

  1. Проговаривать и учить чистоговорки.

Шла по улице машина,

Шла машина без бензина.

Шла машина без мотора,

Без приказа светофора,

Шла сама куда не зная,

Шла машина заводная.

Шмель шнырял, шуршал в шалфее,

Шмель ужасный шум затеял,

Столько бед он натворил,

Даже шершня разбудил.

 

Мышонку шепчет мышь:

- Ты все шумишь, не спишь.

Мышонок шепчет мыши:

- Шуметь я буду тише.

 

Шпагоглотатель не шутил,

Пять шпаг бесстрашно проглотил.

Эй, шалуны, прибавьте шагу,

Несите мне шестую шпагу.

 

  1. Звук Ш в обратном ударном слоге.
    1. «Слоги»

АШ, ЯШ. ОШ, ЕШ, ИШ.ЫШ, ИШ, ЫШ

 

  1. «Повтори»

 

Ваш     наш башня пашня чашка кашка рубашка ромашка букашка карандаш кошка мошка крошка окошко  горошки лукошко ладошка окрошка картошка душ   ушки мушка пушка душно опушка лягушка подушка катушка кукушка квакушка ватрушка радушный ракушка вышка мышка пышка крышка малышка мартышка покрышка камыш малыш гуляш пешка орешки вишня мишка парнишка молчишь кричишь

 

  1. Измени прилагательные.

Душный – вечер, комната, утро, ночи;

Радушный – прием, хозяйка, приветствие, слова;

Лишний – день, тетрадь, задание, шаги.

 

  1. Игры с картинками.

 

  1. Проговаривать предложения.

Накрой кружку крышкой. Пташка прыгает у окошка. Вот чашка и кашка, лепёшка и ложка. Надевай на малышку рубашку. Наш Антошка глядит в окошко. Вот картошка на окрошку. Ребятишки играют в «кошки-мышки». Бегают ребятишки-малышки - Мишки, Наташки да Машки. В нашем доме ребятишки очень любят читать книжки. Две лягушки -попрыгушки пошумели на опушке. У Гриши под мышкой книжка. Я нашла букашку на большой ромашке. На ладони - башня, крошечная башенка, в белый цвет окрашена игрушечная башня. На опушке небольшой домишко. Вот книжка про мышку-норушку и лягушку-квакушку. Плохо мышке одной в норушке. У кошки ушки на макушке. Миша проиграл две пешки. Тракторист пашет пашню. Тётя Даша шьёт мне рубашку. Маша вышла на опушку и увидела кукушку. Хороши в дорожку пирожки с горошком. Кошка под окошком катает катушку. На опушке цветут ромашки. Антошка собирает вишни в лукошко. Кошка поймала мышку. Лёша ест пышку. Около кадушки стоит мешок картошки. Лягушка ловит мошку. У сторожки кукует кукушка. Паша ел ватрушку и вишни. У Андрюши рубашка с кармашками.

 

  1. Проговаривать и учить чистоговорки.

 

Петушок, петушок!

Выгляни в окошко,

Дам тебе горошку!

 

С неба падают ледышки,

Прямо падают в ладошки.

Есть ледышки меньше крошки.

Есть ледышки – больше шишки. (Град)

 

Кто стоит на крепкой ножке

В бурых листьях у дорожки?

Встала шапка из травы,

Нет под шапкой головы! (Гриб)

 

Шайба да клюшка,

Вот и весь Илюшка.

Наша Маша маленька,

На ней шубка аленька.

Опушка бобровая,

Маша чернобровая.

 

Прошка, Прошка,

Взял бы ты лукошко,

Сбегал бы с Тимошкой

В лес за морошкой.

Принеси морошку,

Возьми большую ложку.

Поделись со всеми:

Всем понемножку.

 

Богат наш Ермошка,

У него есть кошка.

Вот как кошка на окошке

Шьёт рубашку для Ермошки.

Для маленького Пашки

Наташа шьёт штанишки.

В штанишках два кармашка,

А на кармашках - мышки.

 

Ростом разные подружки,

Но похожи друг на дружку,

Все они сидят друг в дружке,

А всего одна игрушка. (Матрёшка)

 

Чашка да ложка,

Вот и весь Антошка.

Танцует крошка,

А всего одна ножка. (Волчок)

 

У Маришки и  Серёжки

Есть коврижки и лепешки.

Кашку кушали из чашки,

Не доели ложку кашки.

В этой чашке, в ложке кашки,

Утонули две букашки.

Если жалко вам букашку,

Додайте в чашках кашку.

  1. Пересказывать рассказы.

На опушке

Ходила Даша в лес. Набрала лукошко ягод. Вышла она на опушку. На опушке ромашки. На ромашках букашки. Недалеко речушка. У речушки камыш. Где-то квакают лягушки. На дереве кукует кукушка. Села Даша на брёвнышко. Отдохнула и пошла дальше.

НЕ МЕШАЙ!

У Даши братик Лёша. Лёша - малыш. Даша пишет, а Лёша ей мешает, шалит.

- Не шуми, Лёша. Вот машинка, вот шарик, вот лошадка.

МИШКА

У Даши был плюшевый мишка. Даша любила мишку. Она сшила ему штанишки в горошек. Алёша утащил мишку, оторвал ему ушко, бросил мишку под шкаф. Даша нашла мишку, пришила мишке ушко. Стал мишка ещё краше. А Алёшу наказали. Не ломай игрушки, Алёша!

 

  1. Звук Ш в обратном безударном слоге.
    1. «Хлопушка»

Мышка, полка, кошка, норма, мошка, камень, крошка, булка, картошка, рубашка, ромашка, башня, дым, корова, кукушка

 

  1. «Повтори»

 

Башмак башлык  кашне   каштан     ушли  петушки бабушка дедушка пушнина тушканчик ландыш донышко перышко пятнышко бревнышко брюшко полюшко мякиш   финиш даришь делишь валишь

 

  1. Образовать множественное число

Башмак – башмаки; петушок, карандаш, дедушка, пятнышко, перышко, кукушка, подушка, брёвнышко, донышко.

 

  1. Игры с картинками.

 

  1. Проговаривать предложения.

Петушки с моей ладошки клюют зёрнышки и крошки. Я по бережку пошёл, белый камешек нашёл. Бабушка и Алёнушка пошли гулять, воздухом дышать. Хорошо шагать пешком утром по опушке. Маша отдохнула на опушке и пошла дальше. Наташа нашла ландыш, а я нашёл три ландыша. Пташки клюют зёрнышки. Паша гонит Бурёнушку в полюшко. Петушок сидит на колышке. Бабушка вышила ромашку. Лёша нашёл много белых камешков. Тимоша делает домишко с башенкой для Наташиной куклы.

 

  1. Проговаривать и учить чистоговорку.

Петушок, петушок!

Золотой гребешок,

Масляна головушка,

Шёлкова бородушка!

Что ты рано поёшь,

Детям спать не даёшь?

 

  1. Пересказать рассказы.

Шалун Миша

Миша - шалун. Шалил с котёнком. Котёнок мяукал. Бабушка отняла котёнка. Ушёл Миша в лес. Увидел шишку и кинул шапку. В шишку не попал, а шапка повисла на ветке.

Нет шишки, нет шапки. Так и пошёл Миша домой.

Кошка и мышка

Ушли все из дома. А кошка дома. Села кошка на окошко. Вышла из норки мышка. Кошка не видит мышку. Мышка не видит кошку. Пошла мышка на кухню. Нашла крошки от пышки. Поела мышка крошки. Потом мышка увидела кружку.

Кружка накрыта крышкой. Толкнула мышка крышку. Крышка упала. Кошка почуяла мышку и прыгнула с окошка. Побежала мышка. Но кошка её догнала.

Яша и Алёнушка

Ушла мама в аптеку. Дома Алёнушка и Яша. У Яши башня, катушка и пушка. У Алёнушки матрёшка и кукла Малышка. Матрёшка на подушке. Берёт Алёнушка Малышку. Кормит её ложкой из чашки, поит из кружки. Потом надевает на Малышку рубашку, башмаки.

А Яше надоели игрушки. Катушку он отдал кошке. Катает кошка катушку. Идёт Яша на кухню. Берёт ватрушку, немножко даёт и кошке. Съел Яша ватрушку. Глядит в окошко. Видит Яша, что идёт мама.

Вошла мама. Она довольна, что Алёнушка и Яша играют.

Маша в лесу

Пошли бабушка и Маша в лес. На опушке кругом были ромашки и ландыши. Хотела Маша их рвать. Но бабушка повела её дальше. Вошли они в лес. Где-то куковала кукушка. Бабушка собирала грибы в лукошко. Маша находила их меньше. Она не была раньше в лесу. Кругом порхают, поют пташки. Вот юркнула в норушку мышка. Вот промелькнул зайчишка. Длинные у него уши. Вот белка орешки шелушит. Хорошо в лесу. Вышла бабушка опять на опушку. Устала Маша. Неохота ей рвать ландыши и ромашки. Обратный путь домой дольше.

КАТУШКА

Кошка катала бабушкину катушку и закатила под шкаф. Бабушка долго искала катушку, но не нашла. Пришла Алёнушка из школы, заглянула под шкаф и нашла катушку. Бабушка погладила Алёнушку по головушке.

МАШИНА

Бабушка купила Мише новую машину. У машины широкие шины. Миша катает в машине кошку. Кошка шипит на Мишу. Гараж для машины под шкафом.

 

  1. Звук Ш в различных позициях.
    1. Игры с картинками.

 

  1. Проговаривать предложения.

Миша и Паша играют в шашки. Алёша и дедушка пошли собирать шишки. Шуршит в норке мышка, а её караулит кошка. Кошка-шалунишка катает шарик. Как только подойдёшь к берегу, увидишь небольшой шалаш. Камыши шуршат. Миша собирает шишки в лукошко.

 

  1. Проговаривать стихотворения  и учить

 

Шишку мышка тянет в норку,

Чтобы делать там уборку.

Шишкой мышка скоблит пол.

Будет гладким пол, как стол.

 

Мышка полем шла,

Мышка грош нашла,

Мышка шило купила,

Мышка валенки подшила.

 

Я козочка Ме-ке-ке,

Я гуляю на лужке.

Острые рожки,

Тоненькие ножки.

На самой макушке -

Бархатные ушки.

 

  1. Пересказать рассказы.

Рёвушка

Вышла Машенька на крыльцо и ревёт.

Подошёл к ней петушок и спрашивает: «Ты чего это, Машенька, ревёшь? Давай лучше букашек и таракашек ловить».

«Не надо мне букашек и таракашек, буду плакать».

Подошла к Машеньке кошка: «Что ты, Машенька, ревёшь? Давай мышек ловить».

«Не буду мышек ловить, буду плакать».

Подошёл к Машеньке телёнок и говорит: «Давай, Машенька, реветь со мной».

«Давай», - сказала Машенька.

Но тут подошла к ней Бурёнушка - рёвушка и гневно сказала: «Ты что это, Машенька, меня передразниваешь?»

Испугал ась Машенька и больше не ревёт.

(По И. Мазнuну)

Домик-ракушка

Шёл я по бережку, камешки искал. Увидел ракушку. В ней рак-отшельник шевелит клешнями. Ракушку он превратил в домик. Раньше там была улитка.

Поднял я ракушку. Рак втянул клешни. Решил я выгнать его. Положил ракушку подальше от воды. Придавил ногой. Рак шевелит клешнями: я мешаю ему двигаться. «Найдёшь другую ракушку», - думаю.

Решил рак уйти, отдать мне ракушку. Пошагал в море. Ножки в панцире, а брюшко мягкое. Потому и прятал его в раковине.

Нахлынула вода. Мелькнул рак брюшком. Больше я его не видел. Шёл домом и думал: где рак нашёл другую ракушку?

(по Г. Снегиреву)

 

 

Ноябрь

В коррекционной работе учителя-логопеда одним из направлений работы является развитие моторики. Она реализуется через развитие: двигательной области коры головного мозга:
• совершенствование мелкой моторики пальцев рук, двигательных умений и навыков в манипуляциях различными предметами (твердыми и мягкими, упругими, гладкими и шероховатыми);
• умение правильно держать карандаш, ручку, фломастер; учиться владеть ими, используя самомассаж, игры и упражнения (обводя, закрашивая предметы, рисуя на заранее заготовленных листах);
• формирование зрительно-моторной координации; мышления, памяти, внимания, сосредоточенности, зрительного и слухового восприятия.
• развитие активной речи ребенка, пополнение словарного запаса новыми понятиями.
• совершенствование двигательных умений и навыков, ориентации на листе бумаги и в окружающем пространстве;
• формирование навыков учебной деятельности: умение слушать, понимать и выполнять словесные установки педагога; умение действовать по образцу и правилам.
Данная работа в нашем дошкольном образовательном учреждении начинается с раннего возраста и строится по нескольким направлениям:
1.Совершенствование общей ручной моторики и развитие функциональных возможностей кистей и пальцев рук, зрительно - моторной координации.
• формирование дифференцированных движений кистями и пальцами рук, сгибание и разгибание, отведение в стороны пальцев, умение называть каждый палец на руке (пальчиковая гимнастика с речевым сопровождением);
• формирование согласованных действий обеими руками, чередование позиций рук («Кулак – ладонь», «Камень – ножницы»), затем усложняем чередования («Кулак – ребро – ладонь», «Камень – ножницы – бумага»);
• формирование дифференцированных движений пальцев рук: дети учатся нанизывать бусы, колечки на шнурок в определенной последовательности, представленной на образце (вначале дается образец из мелких предметов, а затем образец – схема на листе бумаги) («Наряди елку», «Разложи фрукты»);
• обучение расстегиванию и застегиванию с использованием различных видов застежек: липучки, кнопки, пуговицы, крючки, молнии («Сапожок», «Ботинок»);
• обучение шнуровке – продергивание шнурка через отверстие (в каждое, через одно, через два, через три), расположенные в горизонтальном и вертикальном направлении, шнуровка в направлении крест – накрест («Дождик», «Лесенка», «Качели»).

 


2.Развитие зрительного восприятия и зрительного внимания.
• формирование умения собирать целое изображение по его частям (разрезная картинка из 2 – 3 частей), узнавать и называть собранный предмет;
• обучение соотнесению геометрических форм с предметами («Подбери, что круглое? (колесо, мяч), что овальное? (рыба, ежик), Что квадратное? (часы, стол) и т.д.);
• формирование умения выкладывать по линейке цветные геометрические формы (по образцу и речевой инструкции), где чередования элементов предусматривается не только по цвету, но и по форме («Выложи на верхней строке листа следующие фигуры – красный квадрат, синий треугольник, зеленый круг», «Выложи на нижней строке листа - синий овал, желтый квадрат, оранжевый треугольник, зеленый круг»).

 

3.Развитие пространственной ориентировки.
• формирование умения передавать пространственные отношения предметов и их частей в конструкциях и изображениях («Куда уехала машина?», «Что бывает вверху, что бывает внизу?»);
• обучение детей ориентировке на различных плоскостях и на тетрадном листе, действовать по образцу и по речевой инструкции («Поставь елочку в середине», «Выложи тучки вверху, а ручейки – внизу»);
• формирование умения выполнять графические диктанты, работая в тетрадях по показу и по речевой инструкции («Игра в клеточки»).

 


4.Формирование базовых графических умений и навыков.
• формирование умения проводить различные линии по образцу: непрерывную линию (сначала пальцем, а затем карандашом), между волнистыми линиями, повторяя изгибы (ширина между линиями от 2,5 до 1,5 см), непрерывные линии между двумя ломаными линиями, повторяя их изгиб; сплошные линии с переходами (от прямой к волнистой, от прямой к ломаной и обратно), не отрывая карандаш от листа бумаги («Пройди по лабиринту», «Извилистая дорожка»);
• формирование умения обводить по контуру различные предметы, используя трафареты, линейки («Зоопарк», «Радуга», «Птичий двор»);
• формирование умения изображать предметы, дорисовывая недостающие части к предложенному образцу («Дорисуй неваляшку», (дом, забор, снеговика));
• обучение штриховке в направлениях сверху вниз и слева направо по образцу и речевой инструкции;
• формирование умение копировать точки (простого рисунка), изображения узоров из геометрических фигур, соблюдая строку и последовательность фигур («Дорисуй забор», «Продолжи забор»);
• формирование умения проводить различные линии: наклонные, диагональные, прямые, перекрестные, петлеобразные.
5.Совершенствование навыка штриховки, закрашивания контуров предметов.
• формирование умения срисовывать, дорисовывать, копировать и закрашивать контуры простых предметов (ребенок обводит предмет по контуру на листе бумаги и заштриховывает его в заданном направлении по речевой инструкции).

 

Такие упражнения должны доставлять ребѐнку удовольствие, не превышать 10-15 мин. Взрослые следят за правильной постановкой кисти руки ребѐнка и точностью переключения с одного движения на другое. Указания должны быть спокойными, доброжелательными, четкими.
 

Октябрь

Комплексный подход к преодолению нарушения речи предполагает сочетание коррекционно-педагогической и лечебно-оздоровительной работы при взаимодействии всех специалистов и воспитателей.
9 октября учителя-логопеды провели мастер – класс для педагогического состава МБДОУ « Детский сад №11 г.Выборга» на тему: « Преодоление речевых нарушений у детей при взаимодействии всех специалистов».
Педагоги познакомились с современными методами и приемами в образовательной деятельности при коррекции речевых нарушений, а также при профилактики ранних речевых нарушений.
Педагоги опробовали нетрадиционные упражнения с шишками, бусами, палочками, карандашами и т.д.
Вспомнили артикуляционную гимнастику, приемы самомассажа. Разыграли сказку о «Весёлом язычке».
Мастер – класс был полезен не только воспитателям, но и специалистам: инструктору по физическому воспитанию, музыкальному руководителю, а также педагогу-психологу.

 

 

 


 

Сентябрь

Мы звуки слышим, различаем – в слова превращаем!!!

 

Вся работа по формированию фонематического восприятия в детском саду строится в соответствии с программой воспитания и обучения детей, а также согласно методикам по обучению детей грамоте. Ориентируясь на задания учителей – логопедов, важно проявлять и свою инициативу, занимаясь с ребенком дома.
Что необходимо узнать детям о звуках ?
Прежде всего, то, что они живут везде….. Они бывают разные: громкие и тихие, длинные и короткие.

 

 

 
Узнавать разные звуки нам помогают дидактические игры:
• « Хлоп-Топ! Не зевай – звуки в группе называй!»
• « Самый внимательный»
• « Повторяй за мной»
• « В крышки играем – звуки повторяем»
• « Путешествие в лес»
• « У бабушки в деревне» и другие.


Рекомендуем!!! поиграть вместе с нами.

Игра «Угадай, что звучало». Внимательно послушайте вместе с ребенком шум воды, шелест газеты, звон ложек, скрип двери и другие бытовые звуки. Предложите ребенку закрыть глаза и отгадать, что сейчас звучало.
Игра «Шумящие мешочки». Вместе с малышом насыпьте в мешочки крупу, пуговицы, скрепки. Ребенок должен угадать по звуку потряхиваемого мешочка, что там внутри.
Игра «Волшебная палочка». Взяв карандаш или любую палочку, постучите ею по разным предметам в доме. Волшебная палочка заставит звучать вазу, стол, стенку, миску и т.д. Потом усложните задание – пусть ребенок отгадывает с закрытыми глазами, какой предмет звучал.
Игра «Жмурки». Ребенку завязывают глаза, и он двигается на звук колокольчика, бубна, свистка.
Игра «Похлопаем». Ребенок повторяет ритмический рисунок хлопков. Например: два хлопка, пауза, два хлопка. В усложненном варианте ребенок повторяет ритм с закрытыми глазами.
Игра «Узнай свой голос». Запишите на кассету голоса близких и голос самого ребенка, а потом попросите его угадать, кто сейчас говорит.
Игра «Громко – тихо». Договоритесь, что ребенок будет выполнять определенные действия – когда вы произносите слова громко и когда тихо.
Игра «Три медведя». Ребенок отгадывает, за кого из героев сказки говорит взрослый. Более сложный вариант – малыш сам говорит за трех медведей, изменяя высоту голоса.

С дошкольниками с 5 лет начинаются занятия по обучению грамоте, и только в этом возрасте мы объясняем, что наша речь состоит из слов, а слова - из звуков. Именно здесь, наши дошкольники любят играть с логопедом в игру « Прятки». Дети осмысленно понимают, что если хотя бы один звук исчезнет в слове, то это уже будет новое слово и обозначать оно будет совсем другой предмет (крот-рот; снаряд-наряд и т.д.). То же произойдет, если неправильно произносить звуки (рак-лак, лук-жук, миска – мишка).

 

Играйте вместе с нами…

Игра «Слушай и выбирай». Перед ребенком кладут картинки со сходными по звучанию словами (сом, ком, лом). Взрослый называет предмет, а ребенок должен поднять соответствующую картинку.
Игра «Верно – неверно». Взрослый показывает ребенку картинку и называет предмет, заменяя первый звук (форота, корота, морота, ворота, порота, хорота). Задача ребенка – хлопнуть в ладоши, когда он услышит правильный вариант произношения.
Игра «Похлопаем». Взрослый объясняет ребенку, что есть короткие и длинные слова. Проговаривает их, интонационно разделяя слоги. Совместно с ребенком произносит слова (па-па, ло-па-та, ба-ле-ри-на), отхлопывая слоги.
Игра «Что лишнее?». Взрослый произносит ряды слогов «па-па-па-ба-па», «фа-фа-фа-ва-фа-фа» и т.п. Ребенок должен хлопнуть, когда услышит лишний слог.
Игра «Кто это?». Комарик говорит «ззз», ветер дует «ссс», жук жужжит «жжж», тигр рычит «ррр». Взрослый произносит звук, а ребенок отгадывает, кто его издает.
Игра «Похлопаем». Взрослый произносит ряды звуков, а ребенок хлопает в ладоши, когда услышит заданную фонему.
Игра «Сколько звуков». Взрослый называет один, два, три звука, а ребенок на слух определяет и называет их количество.
Игра «Похлопаем». Взрослый проговаривает ряды слов, а ребенок должен хлопнуть, когда услышит слово, начинающееся с заданного звука.
Игра «Отгадай слово». Ребенку предлагают слова с пропущенным звуком – их нужно отгадать. Например, из слов убежал звук «Л» (…ампа, мы…о, …ук, кук…а, мас…о)
Очень важно хорошо слышать и произносить все звуки. Приступая к изучению нового звука, логопед показывает ребенку букву, которая обозначает этот звук.
Ребенок постепенно усваивает,
что звуки мы слышим и произносим, а буквы пишем.
Поощряйте малейшие успехи и будьте терпеливы при неудачах. 

Держите все под контролем
Даже когда дети заняты игрой сами, без взрослых, старайтесь слышать, что и как они говорят, и поправляйте в случае, если ребенок произносит слово неправильно или употребляет неверно – большинство речевых ошибок закрепляются в памяти с раннего детства. Следите также и за собственной речью.
 

 
Go to Top